Врачи становятся предметом наших жалоб почти так же часто, как
погода и рост цен: и невнимательные они, и рецепта у них не
допросишься... Но, как известно, у всякой монеты есть оборотная сторона. Поэтому
мы решили дать слово «обвиняемым». Побеседовав с врачами, мы составили
перечень самых распространенных претензий в адрес пациентов, а затем
предъявили его 260 врачам, чтобы выяснить их мнение на этот счет. 37% врачей хотели бы сказать: – Пожалуйста, мойтесь, перед тем как прийти на прием! К нашему удивлению, вопрос гигиены, а вернее, ее отсутствия, оказался едва ли не самым наболевшим. –
Пациенты чаще всего не соблюдают рекомендации врача, связанные с
гигиеной, – посетовала одна из участниц опроса. Возможно, отчасти такое
печальное положение вещей можно было бы объяснить тем, что опрос
проводился летом, когда в домах отключают воду и гигиенический процесс
превращается в хитрый акробатический этюд. И все же вряд ли это может
служить оправданием. Ведь соблюдение элементарных правил гигиены – это
в первую очередь вопрос уважения к врачу. 29% врачей хотели бы сказать: – Не жалуйтесь мне на систему здравоохранения. Это не вина врачей. –
Несмотря на небольшой опыт работы, я слышала много жалоб на систему
здравоохранения, – рассказала нам одна молодая врач. – Но хочу
заметить, что каждый врач подходит к каждому пациенту индивидуально и
дает ему такое лечение, которое считает нужным. А то, что государство
не может обеспечить учреждения здравоохранения качественным
оборудованием, необходимым для полноценного лечения, – это уже другой
вопрос. Отсутствие оборудования оказалось далеко не
единственным, по мнению опрошенных врачей, пробелом в системе
здравоохранения. Еще одна серьезная проблема – чрезмерная загруженность
врачей. «Почему врач спешит? – с возмущением заметила одна из участниц
опроса. – Да потому, что время, отведенное для приема, – десять минут –
мизерно. А если врач торопится, плохое самочувствие пациента только
усугубится беспокойством. Мало того, зачастую из-за спешки врач
назначает лекарство, лишь предположив диагноз». Еще одна
участница опроса считает, что нужно совершенствовать систему
профилактического осмотра: «Те, кто приходит на медосмотр, по правилам,
принимаются без очереди. Объяснить это обычным пациентам, которые
пришли со своими проблемами, невозможно. Нужно отводить под медосмотр
определенные часы и кабинеты». 28% врачей хотели бы сказать: – Скажите мне о том, что вас беспокоит, сразу и будьте готовы назвать конкретные симптомы. Вот
что рассказала нам врач, за плечами у которой более 20 лет стажа: «Я
терапевт, а это значит, что ко мне идут все пациенты независимо от
диагноза. Очень часто они даже не знают, что их беспокоит. А откуда я
могу это знать?! При этом они требуют точного диагноза за три секунды.
Это очень раздражает, особенно в конце рабочего дня». В какой-то мере невразумительные речи пациентов объясняются смущением.
– Некоторые пациенты стесняются врача, и я не могу узнать, что на смом
деле беспокоит больного, – посетовал один молодой врач. – Придя на
прием, ведите себя свободно и раскрепощенно и ничего не скрывайте, –
советует он. 25% врачей хотели бы сказать: – Вам надо сбросить вес! По
данным различных исследований, в России 30% людей работоспособного
возраста страдают от ожирения, 25% имеют избыточную массу тела. Причем
многие считают, что лишний вес – это косметическая проблема, некий
внешний изъян. Они не отдают себе отчета в том, что ожирение, само
являясь болезнью, значительно повышает вероятность развития целой
группы серьезных заболеваний, в числе которых артериальная гипертония,
сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, остеоартроз,
онкологические заболевания. – Лишний вес – большая проблема, –
констатирует молодая участница нашего опроса. – Но мы, врачи, не можем
сказать об этом пациенту в лицо. Это будет нарушением врачебной этики. С
ней полностью солидарна ее коллега, врач, проработавшая в медицине
более 20 лет: «Пациенты обижаются, не понимая того, что для решения
большинства их проблем необходимо сбросить вес и перейти на правильное
питание». 16% врачей хотели бы сказать: – Вы утверждаете, что принимали лекарство, но я вам не верю. Статистика
в данном случае красноречивее всяких слов: не следуют врачебным
назначениям 40% пожилых пациентов, у которых в силу возраста
накапливается целый букет болезней, требующих медикаментозного лечения.
При длительном лечении 59% больных самостоятельно уменьшают
терапевтическую дозу препарата, а 26% и вовсе предпочитают лечиться
лекарственными средствами, которые им не назначали. 17% врачей хотели бы сказать: – Не ждите от меня чуда. –
Обычно пациенты хотят быстрого эффекта от лечения, – сетует молодая
женщина-врач. – Они не понимают, что нельзя вылечиться за короткий
срок, даже если ты платишь за это деньги. В целом опрошенные
нами врачи едины во мнении, что здоровье – это ответственность не
только врача, но и самого пациента. «Для того чтобы избавиться от
недуга, важно желание пациента, его готовность соблюдать режим, диету,
следовать рекомендациям лечащего врача, – считает д-р Елена
Милосердова. – Нет такой волшебной таблетки, которую выпьешь – и
перестанет болеть голова. В большей степени человек помогает себе сам,
а врач лишь дает ему советы». Многочисленные исследования
подтверждают это мнение. Так, по оценкам экспертов Всемирной
организации здравоохранения, здоровье людей на 12% зависит от уровня
здравоохранения, на 18 – от генетической предрасположенности, а на 70%
– от образа жизни, важнейшим слагаемым которого является питание.
Однако, посетовала одна участница опроса, «когда внушаешь больному, что
нужно изменить образ жизни, наталкиваешься в лучшем случае на
непонимание, в худшем – на грубость». 12% врачей хотели бы сказать: – Почему вы позволяете себе хамить? –
Пациенты, как правило, считают себя умнее врачей и часто воспринимают
доктора как прислугу, – пожаловалась нам одна молодая врач. – С
одной стороны, это, наверное, обусловлено обилием на телевидении и в
печати информации о врачебных ошибках, а с другой стороны, дело и в
низких зарплатах врачей. Хамство пациентов не только унижает
врачей, но и выходит боком самим пациентам. Одна из участниц нашего
опроса с горечью констатировала: «Врачей уважают все меньше и меньше. И
многие мои коллеги стали равнодушнее к своим пациентам». 11% врачей хотели бы сказать: – Перепроверять меня у других врачей – нормально, но не надо этого скрывать. Как
объяснила нам одна врач, «пациенты, проверяясь у другого специалиста,
начинают следовать его рекомендациям, в результате чего нарушается весь
цикл лечения, а это может привести к неблагоприятным последствиям». А вот ее коллегу раздражает, когда пациенты начинают рассказывать, какие диагнозы ставили им другие врачи. – Спрашивается, зачем они обращаются ко мне? И что потом: они пойдут к следующему врачу? – интересуется она. И еще несколько советов от врачей >> Не симулируйте симптомы в надежде получить больничный. >> Не звоните в «03», если не нуждаетесь в экстренной медицинской помощи. Лучше обратитесь к участковому терапевту. >> Не приходите на прием в верхней одежде, особенно когда на двери кабинета весит табличка с предупреждением. >> Придя на прием, не рассказывайте о личных проблемах. Врач не хочет слышать о том, как подскочили цены.
>> Держите себя в руках. Очень сложно работать с людьми, которые,
услышав диагноз или что им предстоит операция, устраивают скандал. Ольга Овчинникова |