Продолжение — не значит повторение. Изменения еще грядут. Ведь Медведев и Путин очень разные люди — и по своим темпераментам, и по своим подходам” — так важный российский вельможа недавно ответил на мой вопрос, обретет ли новый президент страны собственный новый курс.
Однако даже талантливый генерал бессилен, если у него нет армии. А есть ли собственная “армия” у “генерала” Медведева?
Если судить по кадровым назначениям, можно подумать, что Президентом России по-прежнему является Путин. Например, в верхушке администрации главы государства к личным креатурам Дмитрия Анатольевича можно отнести максимум двух чиновников.
Появится ли у нового гаранта Конституции собственная разветвленная команда? И возникнет ли вообще в этом нужда? Ответы на эти вопросы пока скрыты густым туманом. Но то, что набор царедворцев медведевского призыва уже идет полным ходом, несомненно. Другое дело, что этот процесс не слишком афишируется. Как сказал мне крупный знаток кремлевского закулисья: “Для Медведева еще не пришло время вытаскивать своих людей. Выстави их на всеобщее обозрение — и они “сгорят”. Так что следите за назначениями заместителей министров в ключевых ведомствах. Именно с этих должностей через некоторое время начнут выскакивать люди нового президента”.
Однако “МК” решил не дожидаться выхода “медведевцев” из тени. Ведь уже сегодня в элите можно найти целый ряд крупных фигур, чьи карьеры связаны прежде всего с третьим, а не со вторым Президентом России.
Александр КОНОВАЛОВ: укротитель “бабаев”
Из всех членов окружения Медведева именно 40-летний Александр Коновалов стал объектом самых экстравагантных слухов. Коновалов всегда отличался исключительной религиозностью и довольно аскетическим образом жизни. Учитывая его холостой статус, номенклатурная молва нарекла Коновалова “светским монахом” — человеком, живущим в миру, но выполняющим все монашеские обеты. Сегодня “МК” может впервые развеять этот слух. По нашей информации, нынешний шеф Минюста недавно сочетался законным браком с молодой адвокатессой из Санкт-Петербурга Еленой.
Впрочем, несмотря на это, Александр Коновалов все равно остается крайне нетипичным представителем российского истеблишмента. Окончив в 1992 году родной для Медведева питерский юрфак, Коновалов последовательно прошел в городе на Неве все ступени прокурорской службы. Был помощником прокурора района до первого заместителя прокурора города.
Но по-настоящему имя Коновалова прогремело в элите лишь в 2005 году, благодаря его 9-месячному пребыванию в кресле прокурора Башкирии. Все это время Коновалов прожил в не самой лучшей гостинице Уфы. Хотя новому прокурору республики стоило только намекнуть, и местные “бабаи” мигом организовали ему в собственность роскошную квартиру.
Так и не дождавшись намека, высокопоставленный эмиссар президента республики Муртазы Рахимова прибыл к Коновалову с предложением взаимовыгодной любви и дружбы по собственной инициативе. По рассказам источников “МК”, после встречи прокурор по всеуслышанье заявил: “Еще раз ко мне придет с такими предложениями, я его посажу!”
Как ни странно, громкие обещания в случае Коновалова не расходились с делами. Например, бравый прокурор лихо взялся за расследование бойни в Благовещенске. Привыкшая к полной безнаказанности башкирская милиция устроила в этом довольно криминогенном городе республики массовую зачистку всего мужского населения. Коновалову удалось добиться наказания нескольких рядовых милиционеров и снятия с должности замминистра республиканского МВД, непосредственного руководителя избиения. Реальная угроза нависла тогда и над самим многолетним “милицейским царем” республики Рафаэлем Диваевым. Не на шутку встревоженный Муртаза Рахимов добился от Москвы политического решения прекратить расследование.
Прокурорская вахта Коновалова в Башкирии совпала и с войной местного владыки Рахимова с его сыном Уралом. Подмявший под себя весь башкирский ТЭК “кронпринц” решил, что ему море по колено. Без всякой консультации с папашей, но со ссылкой на него, Урал приказал главе местного парламента Толкачеву собираться в отставку. Перепуганный спикер решил на всякий случай бухнуться в ноги к президенту. Узнав о проделках сыночка, Рахимов-старший рассвирепел и приказал в судебном порядке лишить отпрыска контроля над ТЭКом.
Коновалов ринулся было в гущу драки — с явным намерением прищучить обоих Рахимовых, но подобная перспектива так подействовала на воюющих родственников, что они мигом помирились между собой.
После перевода Коновалова на должность президентского полпреда в Поволжье, его позиции еще более укрепились. Местные “бабаи” Шаймиев и Рахимов общались с ним, во всяком случае, совсем по-другому, нежели с его предшественником Кириенко. Бывшему “премьеру — киндер-сюрпризу” в Казани и Уфе часто не слишком в корректной форме советовали не лезть в чужие дела. С Коноваловым привыкшие к вольнице республиканские президенты вели себя более скромно.
Почти никто не отзывается о Коновалове резко негативно. Но при этом среди его недостатков многие называют отсутствие собственных ярких и оригинальных идей и качеств вожака.
Алишер УСМАНОВ: магнат и пророк
Жизнь 54-летнего уроженца Ташкента Алишера Усманова напоминает аттракцион “Русские горки”. Сначала было безмятежное детство в ранге сына прокурора узбекской столицы, учеба в самом престижном вузе Советского Союза — МГИМО, престижная работа. За этим последовало падение. Благодаря одной из многочисленных интриг на олимпе узбекской республиканской власти сына прокурора на шесть лет бросили в тюрьму по отмененному впоследствии обвинению.
Впрочем, Алишер Усманов сумел довольно быстро оправиться от удара. Добившись реабилитации, он женился на ждавшей его все тюремные годы знаменитом тренере по художественной гимнастике Ирине Винер и начал строить головокружительную карьеру.
Во время учебы в МГИМО одним из самых ближайших друзей Усманова был будущий пресс-секретарь президента Ельцина Сергей Ястржембский. Переехав в 90-х годах в Москву, Алишер Усманов с помощью своего старого товарища быстро стал здесь членом элиты и начал осуществлять масштабные бизнес-проекты. Например, с именем Усманова принято связывать приход в руководители “Росвооружения” Евгения Ананьева. Ближе к концу ельцинской эры и сам Алишер Усманов стал топ-менеджером “Газпрома”.
После прихода к власти Путина команда тогдашнего шефа газовой монополии Рэма Вяхирева была уверена, что люди нового президента ни в жизнь не смогут разобраться в фантастически запутанной схеме функционирования корпорации. Но их ждало разочарование. Алишер Усманов выступил для представителей ВВП в роли проводника по газовым джунглям. Одним из главных путинских эмиссаров в “Газпроме” был Дмитрий Медведев. С тех самых пор Усманов считается ключевым неформальным соратником будущего третьего президента страны.
Алишер Усманов обладает репутацией одного из самых закрытых российских магнатов. При этом знатоки отмечают его способность, оставаясь в тени, выстраивать успешные политические многоходовки. Например, подконтрольные Усманову медиаресурсы, вроде газеты “Коммерсант”, сумели еще до прихода Медведева к власти нанести несколько мощных ударов по его политическим противникам.
Многие российские олигархи занимаются политикой ради прибыли. Усманов, по словам хорошо знающих его людей, относится к другой категории. Он видит себя в роли медиамагната, оказывающего пусть скрытое, но зато весомое влияние на жизнь страны.
Антон ИВАНОВ: войны арбитра
Когда в январе 2005 года решался вопрос о назначении нового председателя Арбитражного суда России, шансы питерского юриста Антона Иванова казались минимальными. Против Иванова было не только судейское сообщество, но и могущественный шеф секретариата Путина Игорь Сечин. За — один только глава Администрации Президента Медведев, не обладавший тогда репутацией жесткого аппаратного бойца. Но именно в тот момент Дмитрий Анатольевич наглядно продемонстрировал элите, что при желании он может быть совсем другим. С помощью нескольких выверенных аппаратных ходов Медведев выбил все козыри из рук оппонентов и буквально продавил превращение Иванова в “верховные арбитры”.
До своего прихода на работу в возглавляемый председателем совета директоров Медведевым “Газпром” карьера Антона Иванова была в основном связана с его родным питерским юрфаком. При этом однокурсник будущего российского президента не принадлежал к числу пусть талантливых, но далеких от студенческой массы преподавателей. Антон Иванов считался еще и центром неформального притяжения для определенной части студентов юрфака.
Мнения экспертов о талантах Иванова как менеджера и политика расходятся. Кое-кто считает его “идеальным исполнителем без собственной инициативы и довольно средним организатором”. Другие, напротив, уверены, что 43-летний шеф арбитража является “юридическим мозгом” Медведева и соавтором его инициатив по реформе нашей правовой сферы.
Как бы то ни было, но пока Иванову приходится работать в постоянной борьбе с “внешней средой”. Арбитражная система — замкнутая корпорация со своими неформальными законами и неформальными авторитетами. Так получилось, что Иванов и самые влиятельные из этих людей почти всегда находятся в состоянии острого конфликта.
При этом чаще всего успех оказывается на стороне неформальных судейских авторитетов. Например, они сумели переманить на свою сторону первого заместителя главы федерального арбитража Елену Валявину. И это несмотря на то, что она была коллегой Иванова по кафедре питерского юрфака. Более того, в свое время Антону Александровичу пришлось использовать весь свой аппаратный вес, чтобы пробить ее назначение!
Опираясь на несколько подобных осечек, эксперты делают вывод, что пока Антону Иванову так и не удалось взять под свой полный контроль арбитражную систему России. Подчиненные ему суды часто принимают решения, с которыми категорически не согласен и сам Иванов, и другие члены свиты Медведева. Неудачу регулярно терпят попытки шефа арбитража почистить судейские кадры. Уже упомянутая Елена Валявина, глава Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, председатель Федерального арбитражного суда Московского округа Людмила Майкова — всех этих людей Иванов в разное время и разными способами пытался снять и не смог.
Впрочем, Антон Александрович и не думает унывать. По некоторым утверждениям, под руководством Иванова сейчас разрабатывается план объединения Верховного и Арбитражного судов. Если это произойдет, то у Антона Александровича есть очень хорошие шансы возглавить объединенный суд.
Константин ЧУЙЧЕНКО: газовый воитель
При каждом лидере государства обязательно присутствует соратник, способный исполнять самые головоломные и деликатные поручения. При Медведеве эту роль играет 43-летний однокурсник президента по ленинградскому юрфаку Константин Чуйченко. До недавнего времени Чуйченко в качестве шефа юридического департамента “Газпрома” и управляющего директора знаменитой компании “Росукрэнерго” находился в эпицентре газовых войн с Украиной. Ну а после переезда Медведева в Кремль там же оказался и наш герой. Президент сделал его шефом контрольного управления Кремля.
Если сам Дмитрий Анатольевич после окончания университета сделал чисто штатскую карьеру, то Константин Чуйченко первоначально выбрал для себя несколько иную стезю. В его биографии значатся учеба в Краснознаменном институте КГБ им. Андропова и служба в органах безопасности. Впрочем, уже в 90-х Чуйченко вернулся в область юриспруденции и занимался частной адвокатской практикой.
За семь лет в роли главного юриста “Газпрома” Чуйченко создал себе репутацию очень успешного “строителя команд”. Под его началом, например, работали крайне авторитетные в профессиональных кругах юристы Николай Дубик и Владимир Алисов.
Другая характерная особенность Чуйченко — отсутствие свойственных многим представителям российской элиты закидонов. “Он человек без перегибов, настоящий системный игрок”, — охарактеризовал мне нового главного контролера Кремля его хороший знакомый. В прошлом некоторые недоброжелатели Чуйченко называли его “зазнайкой, который хочет, чтобы его считали либералом”. Ну, например, уходя недавно из “Газпрома”, Чуйченко крайне тепло попрощался со всеми своими подчиненными, а некоторым даже сделал подарки. Нынешняя должность Константина Анатольевича — это явно не его потолок.
Николай ВИННИЧЕНКО: пристав всея Руси
“Человек с очень прочным внутренним стержнем и недюжинными амбициями”, — так политтяжеловес ельцинской эпохи охарактеризовал мне главу службы судебных приставов РФ Николая Винниченко. Подобная оценка неудивительна. Аппаратную закалку этот 43-летний бывший однокурсник Медведева приобрел в боях с чуть ли не самым жестким “силовиком” современной России — бывшим генпрокурором Владимиром Устиновым.
Родственник Сечина Устинов всегда отличался своеобразным стилем общения с подчиненными. Например, прибыв недавно на первое совещание с подчиненными в качестве нового президентского полпреда на Северном Кавказе, Владимир Васильевич начал закрытую часть действа так: “У меня такое ощущение, что с большинством из вас мы не сработаемся!” В ранге полпреда Владимир Устинов перестал внушать панический страх. Дело дошло до того, что большая часть его московской команды отказалась последовать за шефом в Ростов. Но когда Устинов был генпрокурором, мало кто из его подчиненных решался качать права перед боссом.
Работавший до 2004 года прокурором Петербурга Николай Винниченко принадлежал как раз к этому подавляющему меньшинству. Как и следовало ожидать, для него это закончилось вылетом с должности. Медведев, однако, предложил кадрового прокурорского работника Винниченко на роль главы службы судебных приставов. И спустя четыре года даже недоброжелатели Николая Александровича признают: ему удалось поднять эту ранее находившуюся в загоне контору на очень приличную высоту.
При Винниченко служба судебных приставов резко укрепила свою материальную базу и понабрала полномочий. Ей удалось превратиться не только в грозу для любящих заграничные вояжи неаккуратных алиментщиков, но и влиятельную силу при решении хозяйственных споров.
Признавая таланты Николая Винниченко как организатора, эксперты расходятся во мнениях по поводу его пригодности для роли политической опоры для президента Медведева. Кое-кто вспоминает, как в роли главного федерального инспектора по Санкт-Петербургу Винниченко по заданию Кремля безжалостно, но эффективно готовил почву для отставки Владимира Яковлева с поста местного губернатора. Другие, напротив, убеждены, что при всех своих положительных качествах Винниченко все-таки не политик.
* * *
“В своем обзоре вы упомянули не более трети людей, которых стоило бы упомянуть”, — с неприкрытым удовольствием сказал мне младший член свиты Медведева. И подобную оценку нельзя не признать справедливой. Любой рассказ о людях, влияющих на третьего Президента России, бессмыслен без упоминания о новой первой леди страны Светлане. Брак Медведевых — это партнерство во всех смыслах. И приход в жизнь россиян, например, праздника Петра и Февроньи — это наверняка далеко не последний почин Светланы Медведевой.
Огромную роль в жизни первой семьи России играет их духовник — настоятель храма Святой Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве отец Владимир (Волгин). Чета Медведевых тесно дружит и с некоторыми культурными деятелями России вроде директора Пушкинского музея Ирины Антоновой.
Если говорить о людях из политической сферы, то здесь тоже многие остались без подробного упоминания. Влиятельным “человеком Медведева” считают, скажем, заместителя генпрокурора Александра Гуцана. В Кремле особо доверенным помощником президента является, например, его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Одним словом, список близких к главе государства значимых персон можно еще продолжать и продолжать.
Для не участвующих во властных играх рядовых россиян важны, впрочем, не фамилии этих людей, а то, на что они годны. По российским меркам президент Медведев получил от своего предшественника страну во вполне приличном состоянии. Но проблем в государстве по-прежнему хоть отбавляй. И часть из них гнездится внутри самой структуры власти.
Нет никаких указаний на то, что личные отношения Путина и Медведева изменились в худшую сторону. Но вот про их свиты этого не скажешь. В отдельных случаях их младшие члены опускаются уже до угроз в лифтах типа “скоро мы вас закопаем!”
Иногда налицо и несогласованность действий между членами правящего тандема и на более высоком уровне. Медведев обещает в Японии другим членам G8 поддержку Москвой курса Запада по Зимбабве. А спустя несколько дней наш представитель в Совбезе ООН накладывает вето на соответствующую резолюцию. Многие обратили также внимание и на выволочку, которую премьер Путин на днях устроил шефу “Газпрома” Миллеру. Не все ладно и внутри правительства. По словам собеседников “МК”, из-за пересечения своих полномочий вице-премьеры благополучно блокируют друг друга. В результате все движется с очень большим скрежетом.
Короче, для государства и его команды (если она у него есть) открывается весьма широкое поле для деятельности. Для политических новобранцев “медведевского призыва” настало время проявить себя в деле. |