В каждую эпоху была своя "история любви" в кино. Конечно, все
разложить по полкам невозможно, однако прослеживаются некие веселые
закономерности. Вот как, к примеру, выглядел типовой фильм о любви в исполнении сталинского кинематографа:
Он
- рабочий, Она - колхозница. Его играет 20-летний скуластый парнишка,
только что приехавший из каких-нибудь Нижних Топтунов и с ходу
поступивший в знаменитую театральную мастерскую. Её играет 38-летняя
красавица-звезда с крепким туловом, губами Джинн Харлоу и ногами Марлен
Дитрих. Их герои стречаются на собрании районнного парт-актива, где
горячо спорят, хотя зрителю сразу же становится ясно - в конце они всё
равно поженятся. Афиши фильмов "Свинарка и пастух" и "Трактористы".
Типичный диалог:
Он:
Я этих признаний-то говорить не обучен... Вы мне прямо скажите, Матрёна
Сильверстовна, любите ли вы меня!(Тискает кепочку-малокозырку в сильных
брутальных руках). Она: Те, которые любят, Кузьма Саввич, разве такие слова говорят? (Сильно накрашенное лицо горит праведным гневом). Он: Эх, что говорить?! Вы дали 150, так я дам 170! (Кидает кепочку на пыльную мостовую).
...Впоследствии
в мемуарах актёра будет отмечено, что эта сцена долго не получалась и
пока он научился правдоподобно кидать головной убор, режиссёр "убил" 4
кепки, в том числе 1 свою.
...Потом он не даёт 170 и Матрёна
Сильверстовна в слезах и томлении соглашается на предложение
бонвивана-агротехника, который безуспешно подбивал к ней клинья с
первых же кадров. Но потом оказывается, что Рабочий не сам по себе
такой лох, а во всём виноват вредитель, быший кулацкий сын, Рулькин.
Рулькина уводят двое красивых мужчин в форме и Кузьма Саввич даёт
180!!!!
...Они встречают рассвет в районе ВДНХ - на ней
тонкое, струящееся платье из белого крепдешина, с Орденом Трудового
Красного Знамени на корсаже. На нём - шикарный шевиотовый костюм и тоже
Орден. Они счастливо обнимаются на фоне памятника работы В.Мухиной.
Звучит музыка И.Дунаевского.
Типовые названия - что-нибудь
высокопартийно-романтичное, но совершенно антилюбовное: "Большой
почин", "Светлая даль", "Встречный путь", "Первая борозда" и так далее. • А вот как это было во времена хрущёвской Оттепели, вернее во второй половине 1950-х гг.:
• Афиша фильма "Высота". • Картинки из дамского пособия по кройке и шитью. • Шедевр Ю.Пименова.
Он
- передовой бурильщик скважин, живущий в рабочем посёлке на краю
географии, Она - красивая, тонкая в талии, библиотекарша, приехавшая на
этот край по распределению. Он, хоть и передовой, но несознательный.
Она - дерзновенная и нецелованная. Он ходит на танцы с разбитными
девчонками и поёт под гитару репертуар Ива Монтана: "Сес-с-сибо...!"
(дальше не знает). Она хочет, чтобы их клуб стал первым в районе. Его
играет симпатичный, но некрасивый актёр с амплуа "заводской
герой-любовник", её - студентка ВГИКа, о которой ходят слухи, что она
переспала с Пырьевым.
(Оговорюсь сразу - фотографии артистов,
данные в постинге для создания образа эпохи, вовсе не означают полного
отождествления оных с моим текстом, поэтому просьба ни о ком плохо не
думать).
• Изольда Извицкая. • Фильм "Девчата". • Майя Менглет.
Она
борется с завклубом Рулькиным, который крутит по вечерам зарубежное
кино и устраивает танцы вместо лекций. К ней приезжает её бывший жених
- по виду типичный стиляга и умоляет уехать из "этого логова".
Типичный диалог:
Стиляга:
Катенька, детка, как ты можешь всерьёз воспринимать это распределение?
Посмотри, кто тебя окружает. Ты за это время хоть раз была в оперетте?
(Он говорит противным блеющим тенором, носит узкие брюки и модный фасон
шляп). Девушка: Так ты ничего и не понял, Эдик! Стиляга:
Катенька, папа уже обо всём договорился - тебя переведут в Ленинград, в
научный отдел очень тихой библиотеки! Ты сможешь поступить в
аспирантуру! Девушка: Достаточно того, что ты сам не поехал в Тимбурлу-Баджибей, а там сейчас так требуются гидротехники!
У зрителя возникает закономерный вопрос - как эта девушка могла быть невестой такого Эдика? Где раньше-то были её глаза?! В дверях появляется Рабочий - в его руках "Былое и думы" Герцена.
Девушка:
Эдуард, познакомься, это - Илья Громобоев... Он очень много читает...
Последнее время...(И всем становится ясно - любит! Сильно любит!!!!) Илья Громобоев: Эдуард, я сейчас как провожу Вас до станции... Стиляга:
Ну что вы? Я и сам! (С гонором забирает свои подарки - отрезы шифона,
новейший радиоприёмник и стильный чемодан, привезённый папой из
Лондона.)
• Постеры к любимым фильмам эпохи.
Типовые
названия - что-нибудь масштабное, непосредственно с любовью не
связанное: "Широта", "Долгота", "Далёкие дали", "Голубые ели".
*** • А вот как с этим справлялись в романтические 1960-е.
Он
- физик. Она - лирик. Он читает наизусть стихи Верлена, Вийона и
Киплинга, она всё понимает в разговорах о квантово-релятивистких
анизотропах. Они не женаты, но живут вместе в большой, светлой комнате
с треугольным журнальным столиком и узкой тахтой. Его играет молодой
известный артист с усталым, непримечательным лицом и горящими глазами,
её - печальная длинноножка без грамма косметики на чистом лице.
Он
хочет изобретать, она - родить. Они, как и их многочисленные друзья,
проводят свободное время в остроумничаньи, чтении стихов и сидении у
костра. При просмотре фильма у неподготовленного зрителя возникает
ощущение полнейшей ниочёмности повествования.
• Фильм "Ещё раз про любовь".
Типичный диалог:
Она:
Ты любишь дождь? (Минут 5 смотрит в окно на красиво отснятый ливень,
под которым мокнут романтично влюблённые парень и девушка). Он: Мы
в сущности не имеем право не любить дождь, ибо мы на 80 процентов
состоим из воды. (Опять углубляется в чтение научного журнала). Она: ...В лаборатории знают, что это ты, а не Рулькин, изобрёл позитронные электроны? Он: Нет. (Садится к столу - пишет формулы). Она: Ты что, не понимаешь, что лавры опять достанутся Рулькину? Он: А зачем мне лавры? Лавры - это мещанство. Римская цивилизация, увенчивавшая себя лаврами, в конце-концов погибла. Она: ...Ты знаешь...врачи сказали, что или сейчас или уже никогда...Ну, ты понимаешь, о чём я... Он: Нет, не понимаю. (Ещё минут 5 она смотрит в окно на красиво отснятый ливень...)
Типовые названия - что-нибудь красивое, свежее и сентиментальное: "Мокрое шоссе", "Всё тот же вечер", "Ещё раз ни о чём"...
• Фильм "Июльский дождь".
*** • А вот, что приподнесла нам эпоха Застоя.
Он
- главврач районной поликлиники. Она - средний научный сотрудник из НИИ
ХУЛИ (научно-исследовательского института художественной литературы).
Оба - разведены, имеют детей школьного возраста. Он - сероват, лысоват,
носит пиджак поверх свитера. Она - броская красавица с рассыпанными по
плечам локонами. Он поёт песни под гитару, она до сих пор мечтает о
Любви. Они любят друг друга, но в конце-концов она выходит замуж за его
зама - лощёного карьериста, ибо тот - сделал предложение, а не
изъяснялся при помощи блоковско-цветаевских четверостиший. Через весь
фильм красной нитью проходит тема товарного дефицита.
• Маргарита Терехова. • Фото из журнала мод 1970-х гг. • Барбара Брыльска.
Типичный диалог:
Он:
Надя...Надя...На тебе белое платье. (Она снимает очки, встряхивает
белокурыми волосами и становится похожа на женщину с обложки
дефицитного каталога мод.) Она: Смешно сказать - я купила его...ты не поверишь, у спекулянтки! Он:
"Я любил твоё белое платье, утонченность мечты разлюбив!" Подумать
только, как много наши поэты говорили о белых платьях! (Смотрит на Надю
влюблёнными глазами.) Она: "Так пел её голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче..."
Он: Это ужасно! (Вскакивает и принимается бегать по комнате, вдоль мебельного гарнитура "стенка".) Она: Что? Он:
Это ужасно! Они верили, что наша жизнь будет - вишнёвый сад, а небо - в
алмазах. А мы живём в типовых домах-коробках, смотрим типовые фильмы,
отдаём наших детей типовым учителям в типовые школы. Когда мы смотрим в
небо? Когда хотим чихнуть! Она: Так говорил ещё Базаров! Он:
Базаров говорил от безысходности, а мы? Зачем нам всё это? Мой зам,
Рулькин мне вчера говорит: "Евгений Павлович, вам при вашей должности
нужна дублёнка!"
(В коридоре хлопает входная дверь, появляется
Надин сын - Владик - хмурый отрок с удлиннёнными волосами и спортивной
сумкой через плечо...)
Владик: Здрассссссь. (Ни на кого не
глядя, закрывается в своей комнате и врубает Бони-Эмовский 'Daddy
Cool', заглушивший первоначально звучавшую инструменталку
М.Таривердиева.)
Типовые названия - что-нибудь односложно-умное: "Камертон", "Многоточие", "Полутона", "Стансы", "Верлибры"...
• Фото из журнала мод 1970-х гг.: фотомодели Т.Михалкова и Е.Чапыгина.
*** • А что у нас было в Перестройку?
Он
- главарь молодёжной банды. Она - валютная проститутка. Он живёт в
обшаранной "хрущобе", вдвоём с дедушкой-сталинистом, которого обожает,
но не понимает. Она живёт в не менее обшарпанной "хрущобе" с мамой -
усталой ткачихой, папой - пьющим ментом и старшим братом - рокером. Она
делает вид, что учится на технолога валяльного цеха, а чтобы никто ни о
чём не догадался, каждый раз прячет под диван честно заработанные
финские полусапожки и джинсовую мини-юбку... Он качается в подпольных
"качалках", не пьёт и плачет скупыми слезами при просмотре фильма
"Белый Бим - чёрное ухо".
• "Авария - дочь мента". • "Маленькая Вера". • Фотоколлаж с Машей Калининой. • "Настя".
Её
играет талантливая, никому не известная девушка, которая навсегда
остаётся в истории кино, как "путана Лана", хотя потом честно и
правдоподобно играет в театре Марию Стюарт, Медею и старуху Изергиль. Его
играет тоже никому не известный провинциальный актёр, всю последующую
жизнь пытающийся отойти от амплуа "хорошего уголовника".
...Он
её любит со школы. Она хочет выйти замуж за итальянца. В фильме много
орут, дерутся, пьют, валяются, развенчивают культ Сталина и грубо
совокупляются. Звучат песни Цоя, БГ, Бутусова и Кинчева.
Типичный диалог:
Он:
Лана, дура...сука! Ну неужели ты не понимаешь, что я... что я люблю
тебя! (Ударяет пудовым кулаком в фотоизображение Тото Кутуньо,
приклееное поверх ободранных сивых обоев). Она: Валера!!! Ты хоть
раз меня можешь услышать?! Ты что не понимаешь, что вот это, вот ЭТО и
есть наша жизнь?! А я так не хочу!!! Я не хочу впахивать, как моя мать,
чтобы в 40 лет стать старухой! Я хочу, понимаешь хо-чу сидеть в
перламутровой ванне с бокалом "Амаретто" и чтобы мои дети ходили в
престижный колледж!!! И чтобы мой муж не валялся в обоссанных портках
на лестничной клетке! Он: Дети, говоришь? (Повторный удар по Тото Кутуньо). Для этого ты ходишь к "Интуристу" по вечерам?! Она: А ты думаешь, я этого хочу?!!!(Подбегает к Валере и даёт ему звонкую пощёчину).
В этот момент в комнату вваливается пьяный в стельку папа-милиционер.
Папа: Ааааа! Отпрыски пожаловали?! Мало мы за вас, сволочей, крррровь проливали? Она: Убирайся вон, мразь! Кровь! Да ты из матери всю жизнь кровь пил!!!
Валера одной рукой выносит папу из квартиры и с спускает его с лестницы.
Она:
Ты уррррод! Ты - гадина!!!! Какой же ты зверь! Па-па! Паааапочка!!!!
(Бежит в тапочках и халатике из квартиры, подбирает внизу
окровавленного папу и плача, баюкает, как ребёнка).
• "Интердевочка". • "Дорогая Елена Сергеевна".
Короче,
потом Валера решает замочить сутенёра своей возлюбленной. Им
оказывается бывший комсомольский вожак - Рулькин. И в последний момент
Валера не может нажать на курок пистолета - как?! Убить человека?!
Избить до полусмерти - завсегда, а вот убить... О, нет! Валеру уводят в
наручниках. Шикарная Лана (радикальное мини, салатовые лосины, лаковые
шпильки, нехилый начёс на голове) бежит за милицейской машиной:
"Валерик! Я люблю тебя-а-а-а!" и картинно падает в лужу. Звучит песня В.Бутусова :"Гуд бай, Америка, о-о-оооо..."
Типовые названия - что-нибудь односложно-беспросветное: "Мразь", "Дрянь", "Гнусь", "Слизь", "Отвращага"... |