Издавна в России
существовала тяга к роскоши и шику. Русская роскошь - это битье зеркал
бутылками дорогого шампанского, массовый кутеж, черная икра и цыгане.
Долгое время в советский период мы были лишены возможности шиковать и
роскошествовать. Партийный стиль, который считался самым шикарным, был
неэффектным и аскетичным. Наше
стремление к роскоши - эта азиатская тяга к золоту, к бриллиантам, к
мехам, к красивым женщинам, к ароматам, к вкусной еде, дорогим
автомобилям, роскошной мебели. Вот это стремление к люксу подтверждается мировыми продажами: 27% экспорта мирового люкса приходится на Россию, 27% на Эмираты и только 20% идет в Китай.
А если учесть то количество российских туристов, которые приезжают на
шопинг в Арабские Эмираты, то понятно, что в нашей стране оседает все
35% мирового люкса. Ведь только в Москве три бутика Cartier. Только в
Москве два бутика Hermes. А в Париже один! Понимаете, о чем я? Европа
для русских - некий подиум их достижений. И многие из русских дам,
отправляясь в Милан, Париж, Лондон, везут с собой самое-самое, потому
что думают, что там этим еще можно кого-то удивить. И вот они - в
потрясающих сапогах Chanel и в туфлях Prada, с сумками Hermes или Louis
Vuitton, в замечательных костюмах Dolce&Gabbana или Gucci. А так-то
никто не ходит. Ни в Милане, ни в Париже, ни в Лондоне никто марки не
носит, потому что это считается признаком вульгарности. Если то, что на
вас надето, узнаваемо, это значит, что у вас нет вкуса или вы русский.
Если на вас слишком много украшений в дневное время и вы считаете, что
поход в Петровский пассаж – главное событие вашей жизни, это и есть
моветон. Я много раз встречался со знаменитой Джиной
Лоллобриджидой, у нее великолепная коллекция изумрудов, одна из лучших
в мире. Но это не значит, что она надевает на себя все свои украшения.
А русские женщины, когда выезжают за границу, хотят показать все. Не
так давно я проводил семинары в Стамбуле и встречал своих студенток
прямо в аэропорту. Из самолета выходят англичанки, француженки, немки и
проходят спокойно в такси, как это бывает всегда. И вот стали выходить
русские женщины… Им не надо было говорить, что они русские: каблуки в
стразах, пупки голы, джинсы все "с разговорами" (так говорили в XIX
веке об одежде с маленькими деталями) - все эти золотые кантики в
отстрочке или карманы на попе, усыпанные стразами и с надписями "Rich",
"Famous" или "Love me". У них было очень много кружева полупрозрачного.
И они все были в "кокошниках" ("кокошники" - это черные очки с маркой
Coco Chanel, Valentino, Ferre, тоже усыпанные стразами). И вот эти
"царевны-лебеди" выплывали на обозрение усатых турков из аэропорта, и
это было интересно. Есть два типа наших женщин за границей:
элегантные богачки, которых мы видим часто, и "бывалые" – те, кто ездит
туда за товаром. Это хозяйки бутиков, байеры, женщины, которые торгуют
всем - от высоких предметов роскоши до поддельных сумочек в базарных
рядах. Как правило, их волосы выкрашены в красный цвет, у них короткая
прическа. У них всегда мода на довольно темные цвета, они любят атлас,
им нравится что-то шелковое, обязательно с поясом. Они всегда очень
загорелые – благодаря лампам или автобронзатному соусу, который они
наносят, отчего их лица похожи на морковку. Это очень характерно. Их
тоже можно всегда отличить, потому что они хотят сказать: "Мы очень
фирменные". И именно это стремление быть впереди планеты всей, быть
самой модной и выделяет русскую женщину. И еще один факт:
русская женщина блестит глазами на всех мужчин. 60% населения в нашей
стране – женщины, мужчин не хватает. Поэтому как только русская женщина
выбирается за границу, она сразу же думает: ну где же эти принцы,
князья? Этот блеск в глазах и некоторая доступность присущи русской
женщине, в то время как француженки никогда себе не позволят такого,
так же как и немки. Да, мы не должны брать пример с итальянок,
француженок или немок. Просто если мы приезжаем в чужой монастырь, мы
должны жить по его уставам. У себя на родине в Можайске или Великих
Луках мы можем делать все, что угодно. Но приезжая на Елисейские поля
или Оксфорд-стрит в Лондон, мы должны как-то подстраиваться: меньше
стразов, золота, снять каблуки, надеть балетки, не ходить с дорогими
сумками, потому что они привлекают внимание только карманников. Многие жалуются, что в самый первый день за границей у них украли бумажник со всеми кредитными карточками.
Поэтому не надо стараться выглядеть хозяйками всего мира. Особенно
ужасно это выглядит на блошином рынке Ванв в Париже (он самый лучший, я
нахожу). Там много русских женщин, которые приходят туда со всеми
своими бриллиантами в девять часов утра, со всеми золотыми цепями, в
кружевах, с блестящими сумками с марками самых известных домов моды. А
цены на блошином рынке ставятся по лицу клиента, а не по качеству вещи.
Поэтому снимите все это, если вы хотите купить хотя бы одну вещь.
Всегда надо знать, как себя подать. На блошином рынке не показ моды. Например,
я там часто вижу Катрин Денев - ее никогда никто не узнает: черные
очки, кружевной платок, закрывающий лицо, костюм не в талию, длинная
юбка. Она не привлекает внимания, она собирает старинное белье и
корсажи. Я там видел сестер Фенди, которые делают чудные шубы. Вы
думаете, они в соболях пришли? В тоненьком драповом пальто с
синтетическим воротничком, чтоб никто не заметил. Я видел там
знаменитого японского дизайнера Ямамото в спортивном костюме и джинсах
- никто не обратит внимания. Я там встречал Эммануэля Унгаро - драные
джинсы, майка, свитер. Тема этих людей – "Не обращайте на меня
внимания". Тема русской женщины – "Посмотрите на меня, какая я
красавица, разве я не самая модная?". А так как их очень много, они
становятся не модными, а скорее стереотипными - одинаково накачанные
губы, грудь. Правда, есть очень интеллигентные и скромные, которые не
привлекают к себе внимания, хотя, может быть, безумно богаты. Поэтому
сразу нельзя понять, что они русские, их даже не заметишь - их мужья в
скромных костюмах, они сами в шерстяных вещах. Плохо, что русские так заявляют о себе.
Европейская экономическая система сейчас очень слабая, поэтому французы
страшно не любят тех, кто эпатирует богатством. Такая же ситуация и в Италии,
и в Англии. Но все обожают русских клиентов, потому что знают, у них
много "кэша" - мечта карманника, ведь что стоит украсть сумку у
девушки, которая на каблуках и не сможет даже за ней побежать. Это же
один рывок – и весь ваш "кэш" улетучился вместе с сумочкой Hermes.
Очень часто, когда вы приходите во французский ресторан, французы
платят не кредиткой, а чековой книжкой, даже самые мелкие суммы. И они
не любят, когда идут русские и сметают буквально все на своем пути,
покупая все подряд. Иногда это очень смешно. Не старайтесь быть
выставкой всех брендов и товаров, старайтесь всегда сохранять
самобытность и интеллигентность. Александр Васильев |